Вече

Межрегиональная Общественная Организация

Главная

На форум

Об организации

Акции


Текущее время: Чт, 28 мар 2024, 19:25

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 58 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Пт, 20 май 2011, 14:07 
Не в сети
Член МОО "ВЕЧЕ"

Зарегистрирован: Пт, 28 авг 2009, 02:01
Сообщения: 1701
Прошу камрадов ознакомиться с моей статьей, посвященной проблеме социальной гармонии и государственного устройства.


В начале 20-х гг. ХХ в. в среде русского зарубежья сформировалось движение, выдвинувшее свою модель развития России и ее места в мировой истории. Участники этого движения называли себя евразийцами. В него входили такие ученые и исследователи, как П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Л.П. Карсавин, Н.Н. Алексеев, Г.В. Флоровский и другие. С их историософскими построениями связан новый этап в разработке проблемы отношения России (Восток) и Европы (Запад), а также разработка новой модели социальной гармонии, специфической для России.

Главным «нервом» движения и предложенной им концепции была идея, что России с населяющими ее народами предопределено особое место в человеческой истории, предначертан особый исторический путь и своя миссия. В данной статье особый интерес для нас представляют идея культуры как симфонической личности и учение об идеократическом государстве, которые и будут представлены.

Социальный идеал евразийцев во многом восходит к евразийской концепции личности, философская разработка которой принадлежит Л.П. Карсавину. В противоположность европейской традиции, согласно которой базисным понятием является личность, обладающая свойствами «самодостаточного социального атома», в евразийстве базисным понятием является «симфоническая личность», как такое единство многообразия, в котором единое и многое отдельно друг от друга не существуют. «По идеалу и существу соборная личность есть всеединство своих индивидуальных и низших соборных личностей» . Индивид становится личностью только в соотнесенности с целым – семьей, сословием, классом, народом, культурой, человечеством. Каждое из этих образований есть, по сути, соборная личность. Взаимосвязь между личностями разной степени соборности осуществляется в культуре, которая выступает как объективация симфонической личности. Культура в свою очередь конкретизируется в индивидах, вследствие чего каждый становится симфонической личностью. Симфонической личности, таким образом, соответствует понятие культуры.

Ни отдельный индивид, ни их формальное единство не отражают интересы народа в его настоящем, прошлом и будущем. Это достигается в культуре, по отношению к которой воля, свобода отдельных индивидов имеют смысл лишь как индивидуализация симфонического целого, являющегося их самореализацией во внешний мир. Поскольку развитие симфонической личности пролегает в различных областях, постольку нет неуклонного общего прогресса культуры: та или иная культурная среда, совершенствуясь в одном, утрачивает в чем-то другом. Так, европейская культура «оплатила» свои научные и технические достижения религиозным оскудением.

В самой культуре можно «с оговорками», как пишет Карсавин, выделить три сферы: государственную, духовно-культурную и материальную . Иерархически низшей является материальная сфера, которая определена отношением субъекта культуры к миру природы и использованием этого мира ради высших, духовных заданий культуры, причем в эти высшие задания входит и одухотворение самой природы.

Следующей идет сфера духовного творчества, которая определяется тем, что в ней абсолютно истинное опознается и осуществляется через свое отнесение к идеалу культуры и ее ценностям.

На первое место в иерархии сфер культуры следует поставить сферу государственную, преимущественным выразителем и субъектом которой является правящий слой. Первое место она занимает потому, что через нее и в ней осуществляется и выражается единство всех сфер, как и сама внешне единая культура.

На наш взгляд, Карсавин вполне оправданно утверждает примат культуры над государством, так как само по себе государство не обладает творческой силой, хотя именно через него осуществляется творческая деятельность культуро-субъекта. Государство может мешать культурному развитию, но оно не может создавать, будучи лишь объектом субъекта культуры.

Краеугольным камнем, обеспечивающим реализацию социального идеала евразийства является учение о государстве. Наряду с Л.П. Карсавиным его разрабатывал специалист в области философии и права Н.Н. Алексеев. Евразийская культура порождает государство нового типа, реализующее единство и цельность всех сфер нецерковного евразийского мира. Смысл и существо политической организации, согласно евразийцам, заключается в следующем: определенность и единичность симфонического акта достижима только одним путем. Из множества индивидуумов, которые составляют данную соборную личность (например, народ) и которые склонны действовать так, что единично-индивидуальные акты их «означают» друг друга и единый симфонический акт, - органически вырастает правящий слой. Существенно, что он находится в органической связи с массой населения и способен выражать ее сознание и волю. Сохраняя эту связь и органическое взаимодействие с ним, правящий слой сам становится соборной личностью, что и сказывается в известном единстве миросозерцания, волеустремления и – на высших ступенях развития – в организации. Так же органически правящий слой порождает правительство, уже обязательно организованное. Выражая свое миросозерцание и свою волю, правительство тем самым выражает и осуществляет народное миросозерцание и народную волю.

Государственное искусство и заключается, с одной стороны, в изыскании возможно наилучших форм взаимодействия между индивидуально-личным и «общим» в самом правительстве и, с другой стороны, в изыскании форм, которые бы наилучшим в данных условиях образом обеспечивали нормальное и по возможности непрерывное взаимообщение правительства, правящего слоя и широких масс населения, то есть народность или демотичность государственной власти.

При всем этом важно не забывать, что государственность – это не цель, а форма и средство. Цель – в раскрытии культурой ее возможностей и ценностей, ее идеи и миссии. Идея культуры определяет ее государственность; и государство должно быть не демократическим или аристократическим, так как не для того существует культура, чтобы хорошо жилось «всем» или «лучшим», а для того, чтобы наилучшим и возможно более полным образом осуществилась идея культуры. Иначе говоря, для достижения социальной гармонии культура должна выразить в государстве социальный идеал. Государство должно быть идеократическим, идеократией (т.е., "властью идеологии"). Н.С. Трубецкой писал: «Под идеократией разумеется строй, в котором правящий класс отбирается по признаку преданности одной общей идее-правительнице…» . Условием идеократии является демотичность власти.

Под идеологией евразийцы подразумевают не партийную идеологию, а культурно-государственную, которая есть нечто совсем иное. «Культурно-государственная идеология устанавливает основные принципы и задания культуры и ставит их в связь с переживаемым культурой моментом, являясь, таким образом, необходимой базой, на которой производится конкретная государственная работа…» . Эта идеология не содержит в себе утопических планов будущего социально-политического устроения и не представляет собой разработанной в кабинете и навязываемой в жизни программы. Смысл ее в том, что она приобретает конкретность в «самом живом государственном деле» . Такая идеология все же системна и конкретна, хотя и не так детально, как партийная программа; она требует постоянной своей конкретизации и поэтому постоянно поверяется действительностью.

Возникает вопрос: возможна ли культурно-государственная идеология без насилия над свободой индивидуумов, естественна ли она? На этот вопрос Карсавин отвечает следующим образом: «Как же невозможно, если культура едина и если едино олицетворяющее культуру государство?» . Что же касается сильной государственной власти, которая приводит в ужас всякого демократа, то «…демократическое государство обречено на вечное колебание между опасностью сильной, но деспотической власти и опасностью совсем не деспотического бессилия. Оно не может преодолеть своего бессилия иначе, как путем тирании, и не может спастись от тирании иначе, как слабостью» . Демотическое государство же лишено этого недостатка по указанным выше причинам: «Новый же тип государства требует, чтобы тот общественный слой…превратился бы в органическую часть государства».

Стремясь к преображению России в духе традиции «русской правды», евразийцы создали политическую доктрину, существеннейшим образом отличную как от западной демократии, так и от социализма. Евразийская идеократическая государственность отнюдь не была близка к фашизму, как пытаются представить некоторые ее современные критики. Она, в противоположность тоталитарной, не основывалась на подавлении личности, - в евразийской государственности не «Левиафан» государства поглощает личность, а отдельные личности составляют единое целое – личность симфоническую. Более того – вся философия евразийства строится на понятии личности. Но для евразийца личность – не самодовлеющее и самоценное «эго», а часть, - не менее от этого значимая, - более развитых соборных личностей – Церкви, нации, государства. Таким образом, не тоталитарное отрицание личности, а православная соборность, выводы религиозной философии, подкрепленные доводами права, утверждающие гармонию части и целого, лежат в основе евразийской концепции государства. Стержнем же соборного государства является государствообразующая идея. Из этого складывается евразийская идеократия. Таковы основы государственной идеологии, предлагаемые евразийством.

Итак, социальная гармония невозможна без идеократии, считают евразийцы, и в этом автор с ними солидарен. Доказательством тому, на наш взгляд, служит тот факт, что общество, вооруженное какой-либо идеей добивалось гораздо лучших результатов, чем общество, лишенное таковой. Более того, даже общество, пропагандирующее отказ от любой идеологии, тем самым уже пропагандирует идею. Примером тому может служить западный либерализм, чья идеология является скрытой, и потому гораздо более опасной, чем официальная, считает Г. Маркузе . Социальный идеал евразийцев (демотия) схож с консервативным: «…народ является иерархически расчлененным организмом, в котором всякое целое составляется из низших целых…» . При этом характерная для западного либерализма антитеза общество – государство теряет свою остроту, так как индивидуализм в таком обществе преодолен. Благодаря принципам соборной личности становится возможным осуществление социальной гармонии, что, по мнению евразийцев, есть демотия, т.е. оформление воли и «миросозерцания» целого организованным меньшинством.

В настоящее время на поиске национальной идеологии сосредоточены усилия представителей многих политических сил, и все понимают, что та сила, которой удастся создать таковую, станет господствующей в России будущего. Однако автор присоединяется к мнению Д.Н. Степанова, что национальная идеология России фактически уже есть – это евразийство . Одним из веских аргументов в пользу жизнеспособности, органичности и определенной правоты евразийства (в частности, левого, которое было естественным и логичным развитием идей евразийства первоначального и многие его прозрения и положения до сих представляют немалый интерес) является его возрождение в постсоветской России. Его последователи заново открыли основные идеи левого евразийства – о традиционном для России, органическом характере советской цивилизации, об особой национальной и интернациональной миссии Русской Революции и т.д .


Вложения:
Комментарий к файлу: На всякий случай, со ссылками
Идея государства и социальной гармонии.doc [57 КБ]
Скачиваний: 606


Последний раз редактировалось GRIFFIN Пн, 23 май 2011, 21:28, всего редактировалось 1 раз.
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс, 22 май 2011, 10:09 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн, 03 авг 2009, 23:49
Сообщения: 4207
Откуда: гондурас
так все нормально, но марсель есть одно маленькое но

многие люди так сказать совсем не философы и не кончали консерваторий

поэтому перед тем как им погружаться в сам текст публикации, с ними было бы неплохо для начала договориться о терминах и определениях

_________________
Изображение

То, что не убьет тебя, сделает сильнее.
Читаем классику
памятка по уплате членских взносов


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс, 22 май 2011, 11:31 
Не в сети
Член МОО "ВЕЧЕ"

Зарегистрирован: Вт, 04 авг 2009, 11:40
Сообщения: 59
Хорошая статья. Вы где- нибудь, кроме нашего сайта, публикуетесь?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс, 22 май 2011, 12:46 
Не в сети
Член МОО "ВЕЧЕ"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс, 14 мар 2010, 19:22
Сообщения: 365
Марсель, я тебе честно скажу, я не фанатка теории евразийства, но это можно и потом обсудить. А сейчас я вынуждена присоединиться к Володькиному "но". Дорогой, при всей моей горячей любви к тебе, это не публицистика, это - монография из научного журнала. Тебе всё-таки надо поработать со способом подачи материала и, для начала, определиться с целевой аудиторией. Если ты это пишешь для своих учёных коллег - нет вопросов, если для среднестатического человека, увы, боюсь он не продерётся дальше пятой строчки, а вот, например, критику этой теории В. Шнирельманом проглотит на одном дыхании - настолько просто и понятно она изложена. Но вряд ли тебе удастся уже переработать эту статью - публикуйте как есть. Но на будущее всё-таки возьми мой совет на заметку, ладно?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс, 22 май 2011, 14:53 
Не в сети
Член МОО "ВЕЧЕ"

Зарегистрирован: Вт, 04 авг 2009, 11:40
Сообщения: 59
Если все время ориентироваться на среднестатистического, не закончившего консерваторию, то дальше анекдотов и хроники дня можно и не продвинуться. Действительно интересующийся какой-либо проблемой человек, разберется в терминологии и будет усваивать материал, а не просто глотать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс, 22 май 2011, 15:53 
Не в сети
Член МОО "ВЕЧЕ"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт, 14 янв 2010, 12:58
Сообщения: 849
Откуда: московское княжество
Зер гут, Марсель !
Хорошая статья получилась, суть евразийской идеи передана достаточно выпукло, пусть и слова встречаются необщеупотребительные. Поступок уже не мальчика, но зрелого мужа ! ;)
Однако, раз уж ты начал о евразийстве Трубецкого, Савицкого, Алексеева и других товарищей, то, сказав "А", придётся говорить и "Б". А это означает: во-первых, Гумилёв Лев Николаевич с этногенезом, лесом и степью, отношением к татаро-монгольскому игу как к союзу Орды и Руси (последнее далеко не у всех находит понимание), а во-вторых, ещё круче: Дугин Александр Гельевич, самый авторитетный и последовательный продолжатель дела евразийцев в современности. Одно лишь упоминание его имени на форуме "Сути времени" вызвало немедленную реакцию типа: "ну вот, евразийство, Дугин, фашисты" http://eot.su/node/2311 это, я думаю, и имела в виду boojum
Не являясь фанатичным адептом Евразийства в целом и Дугина в частности, должен сказать, что самое ценное, что у него (и у них) есть - взгляд на историю через призму Геополитики (то есть непрерывного противостояния Суши и Моря), в которой Евразийству отводится законное место идеологии Суши в её наиболее завершённом виде, у меня лично находит полное понимание и одобрение. В этом смысле наиболее ценные работы Дугина "Геополитика" и "Геополитика постмодерна" должны изучаться и критически осмысливаться. Коротко говоря, предложенная Кургиняном картина мира в понятиях Модерна, мало в чём различается с такой же картиной Дугина. Основное различие в предложенном выходе из ситуации: у Кургиняна, условно говоря, "вперёд через назад к коммунизму", а у Дугина - через Евразийское "большое пространство", что сейчас на практике находит отражение в Таможенном союзе (вместо ВТО).
Всего, что касается метафизики у Дугина, я сознательно избегаю (как, впрочем, и у кого-либо другого). Я считаю эту тему глубоко личной для каждого, и не требующей какого-либо публичного обсуждения.

Резюме: начинание очень полезное, но незавершённое.
требуется продолжение ... :!:

_________________
Я не интеллиХент, у меня профессия есть !


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс, 22 май 2011, 18:55 
Не в сети
Член МОО "ВЕЧЕ"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс, 14 мар 2010, 19:22
Сообщения: 365
Господа! Как же вы странно истолковываете то, что я имею в виду! Может, я выражаюсь как-то не так? Я же не зря привела в пример Шнирельмана - доктора исторических наук, между прочим! Что же вы думете, он в своей критике евразийства анекдоты что ли рассказывет? Я просто хотела подчеркнуть, что публицистика и научная статья - это разные вещи и они действительно разные! Кроме того, Вы, skopas, говорите о людях, которые в теме, причём имеются в виду люди, которые я бы сказала - очень в теме. Но ведь есть масса людей, умных и образованных, но в другой области, которые об этой теме слышали лишь краем уха. И их хочется заинтересовать этой темой, ведь речь-то идёт о национальной идее, не меньше! Так вот критика того же Шнирельмана дойдёт до них куда быстрее, чем данная статья просто в силу доступности изложения первой. Даже мне, человеку с высшим гуманитарным образованием приходится признаться, что слово "объективация" я тут вижу первый раз и мне пришлось лезть в словарь.

Миша! Я Вам начала писать на ветке про Алексееву, про Ваши, хм... несколько утрированные толкования моих слов, но к сожалению текст куда-то исчез, а повторять мне на тот момент было некогда. Я говорила не о фашизме как таковом, а о том, что идея евразийства слишком соблазнительна для того, чтобы начать развивать её в том числе и в этом ключе. Скажете не было таких, кто напрямую из евразийства выводил идеи мессианства, богоизбранности и всего подобного?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс, 22 май 2011, 19:07 
Не в сети
Член МОО "ВЕЧЕ"

Зарегистрирован: Ср, 05 авг 2009, 17:42
Сообщения: 2156
boojum писал(а):
Скажете не было таких, кто напрямую из евразийства выводил идеи мессианства, богоизбранности и всего подобного?

К сожалению без этой идеии, без этого стрежня, мы как народ и мы как страна обречены...
Можете оглядется вокруг и увидеть плоды гниения, что происходит без наличия такой идеи во 100 крат быстрее с человеческой организацией, чем при наличии.
Человеку, а особенно массе людей, для долгой и плодотворной жизни необходимо верить в то что они предназначены и собрались вместе не прото так, а с некоторой целью, что выше и значительнее их всех вмесе и каждого в отдельности...
"без мессианства и богоизбанности или чего-то подобного" (с) получится просто ... минутное дело... пшик...
Вы хотитет пшика? :shock:

_________________
Судите праведно, дабы наши виновными не оказались
Иоанн IV Грозный

Верую, чтобы понимать
Ансельм Кентерберийский


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс, 22 май 2011, 19:24 
Не в сети
Член МОО "ВЕЧЕ"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс, 14 мар 2010, 19:22
Сообщения: 365
Hunta писал(а):
boojum писал(а):
Скажете не было таких, кто напрямую из евразийства выводил идеи мессианства, богоизбранности и всего подобного?

К сожалению без этой идеии, без этого стрежня, мы как народ и мы как страна обречены...
Можете оглядется вокруг и увидеть плоды гниения, что происходит без наличия такой идеи во 100 крат быстрее с человеческой организацией, чем при наличии.
Человеку, а особенно массе людей, для долгой и плодотворной жизни необходимо верить в то что они предназначены и собрались вместе не прото так, а с некоторой целью, что выше и значительнее их всех вмесе и каждого в отдельности...
"без мессианства и богоизбанности или чего-то подобного" (с) получится просто ... минутное дело... пшик...
Вы хотитет пшика? :shock:


Хунта, в таком виде мне даже обсуждать это не хочется. Да мне нравится быть русской и россиянкой, также как французу нравится быть французом, а японцу - японцем. Но не более того. У нас перед глазами есть два печальных примера - одного "богоизбранного" народа и второго "богоизбранного" государства...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс, 22 май 2011, 19:42 
Не в сети
Член МОО "ВЕЧЕ"

Зарегистрирован: Ср, 05 авг 2009, 17:42
Сообщения: 2156
boojum писал(а):
Hunta писал(а):
boojum писал(а):
Скажете не было таких, кто напрямую из евразийства выводил идеи мессианства, богоизбранности и всего подобного?

К сожалению без этой идеии, без этого стрежня, мы как народ и мы как страна обречены...
Можете оглядется вокруг и увидеть плоды гниения, что происходит без наличия такой идеи во 100 крат быстрее с человеческой организацией, чем при наличии.
Человеку, а особенно массе людей, для долгой и плодотворной жизни необходимо верить в то что они предназначены и собрались вместе не прото так, а с некоторой целью, что выше и значительнее их всех вмесе и каждого в отдельности...
"без мессианства и богоизбанности или чего-то подобного" (с) получится просто ... минутное дело... пшик...
Вы хотитет пшика? :shock:


Хунта, в таком виде мне даже обсуждать это не хочется. Да мне нравится быть русской и россиянкой, также как французу нравится быть французом, а японцу - японцем. Но не более того. У нас перед глазами есть два печальных примера - одного "богоизбранного" народа и второго "богоизбранного" государства...

не знаю, что там у вас пред глазами, а у меня пред глазами печальная участь моего народа, продашегося за портки... и теперь лихорадочно ищущего душу...
только её просто так, без надрыва и труда, до седьмого пота, не получить обратно...
обратно, только черз надрыв жил, или ни как...
А никак - это смерть...
И не стройте не нужных иллюзий. Прийдут за всеми нами, в свой час. К каждому в своём виде.
Хочется постараться встретить их не на коленях а стоя... Сохранив истину в душе...
А тут без бога, или веры в свою правоту, ну ни как, Буджум... ну ни как...

К слову, а с чего это вы взяли, что у, например японцев, нет богоизбранности.
Вы истчё скажите, что этих идей, идей провиденческого плана, нет у китайцев, индусов и американцев...То-то животики надорвём...

_________________
Судите праведно, дабы наши виновными не оказались
Иоанн IV Грозный

Верую, чтобы понимать
Ансельм Кентерберийский


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 58 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 31


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron



Rambler's Top100
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB